Системы стыковки Империума Человека

Kolman
Гарцующий дредноут
Сообщений: 2395
Зарегистрирован: 26 дек 2010, 12:22

Системы стыковки Империума Человека

Сообщение Kolman » 28 дек 2014, 20:02

Единое семейство стыковочных агрегатов разработано НПО "Энергия" в качестве стандарта в Империуме.

Основные понятия:
Агрегат стыковки (АС) в общем случае состоит из стыковочного механизма (МС) и стыковочного шпангоута (ШС).

Шпангоут стыковочный (ШС) является основной частью АС, и работает всё время, пока космические аппараты состыкованы. Возможность стыковать между собой агрегаты стыковки определяется ШС, тогда как МС может быть заменён в полёте.
Шпангоут стыковочный предназначен для жёсткой сцепки космических аппаратов с образованием герметичного внутреннего перехода.
Все применяемые в Империуме стыковочные шпангоуты выполнены по андрогинному принципу. Два одинаковых ШС могут быть состыкованы между собой.
Шпангоуты стыковочные различаются диаметром, количеством и типом замков.
Для постоянного сцепления ШС между собой используются замки двух типов: стыковочные крюки, механизированные винтовые стяжки.
Для временного сцепления ШС до срабатывания основных замков могут применяться электромагнитные замки.
Для увеличения несущей способности ШС, не имеющего механизированных винтовых стяжек, могут использоваться устанавливаемые винтовые стяжки.

Для ШС принята следующая система индексов:

ШС-<диаметр><литеры замков>

Где диаметр указывается в метрах в экспоненциальной форме числа с округлением до двух значащих цифр. Если диаметр имеет всего две цифры, то указывается как есть, без приведения к экспоненциальному виду (например, 20, а не 2Е1).
Для указания типов замков используются буквы:
К - крюки (указывает наличие двух комплектов крюков);
В - механизированные винты (указывает наличие двух комплектов винтовых замков);
М - магниты (указывает наличие двух комплектов прижимающих электромагнитов);
П - устанавливаемые винты (указывает возможность после стыковки дополнительно установить комплект винтовых стяжек).

ШС совместимы если они имеют одинаковый диаметр и хотя бы один совместимый тип замков.

Механизм стыковочный (МС) используется на этапе стыковки и предназначен для компенсации ошибок сближения КА. Для этого МС осуществляет следующую последовательность операций: сцепка, амортизация, выравнивание, стягивание.
Для аппаратов небольшой массы используются механические стыковочные механизмы типа конус-штанга и андрогинный стыковочный механизм.
Наиболее универсальными являются стыковочный манипулятор и притягивающий луч.
Для стыковки наиболее массивных КА применяется согласованное автоматическое управление сближением, для чего аппараты должны иметь специальный стыковочный автопилот. В этом случае МС не требуется, ошибка сближения устраняется ракетной системой управления КА.
Для стыковочных механизмов приняты следующие обозначения:
К - конус-штанга, имеет активный и пассивный варианты, применим для аппаратов массой не более 40 тонн (на большую нагрузку - штанга становится слишком тяжёлой, и выгода от экономии массы исчезает);
А - андрогинный;
М - манипулятор;
Л - притягивающий луч;
П - стыковочный автопилот.
У конкретного изделия перед обозначением указывается "а" если механизм может функционировать только как активный и "п" - если только как пассивный. Для активно-пассивных механизмов дополнительное указание не требуется.

Заложенные при проектировании требования к системе стыковке:
При проектировании за отправную точку был принят АПАС-95. Его ШС имеет диаметр 1550 мм и 12 крючьев. ШС переиндексировали в ШС-1,5К.
Принято на ШС одинакового диаметра всегда использовать одинаковое расположение замков, место отсутствующих замков другими устройствами не занимать.
Принято распределять замки по стыку на расстоянии не более 450 мм друг от друга и разделить их на два комплекта, каждый из которых должен обеспечивать жесткий герметичный стык. При штатной стыковке используются оба комплекта. При использовании нескольких типов замков, принято разделять на два комплекта группу замков каждого типа, за исключением устанавливаемых винтов, которые управляются индивидуально.

Разработаные АС и ШС:

АС разработанного семейства обозначаются
<литера МС>ПАС-<диаметр шпангоута><литеры замков>
Диаметр и литеры замков имеют тот же формат, как в обозначении ШС.
Буквы "ПАС" - аббревиатура "периферийный агрегат стыковки", слово "периферийный" указывает на то, что замки расположены по периферии стыка (на ШС).

Подсемейства обозначены диаметром ШС.

Подсемейство ШС-1,1:
КПАС-1,1К, КПАС-1,1КП - наименьший из семейства, совместим с ССВП Г4000, применявшейся на КК "Союз" в дозоалордскую эпоху. Может быть использован для небольших КА, если требуется экономия массы и не требуется большая универсальность.

Подсемейство ШС-1,5:
АПАС-1,5К, АПАС-1,5КП - самый распространённый тип стыковочного агрегата для КА массой до 500 тонн (практически - от 3 до 500 тонн), совместим с АПАС-89 и АПАС-95 (старое обозначение!), применявшимися в дозоалордскую эпоху. Существует также пассивный вариант пАПАС.
КПАС-1,5К, КПАС-1,5КП - упрощённый вариант АС, имеет меньшую массу, чем АПАС того же индекса, и способен парировать бОльшие ошибки сближения, подобно всем КПАС, существует в вариантах аКПАС и пКПАС, масса стыкуемых аппаратов ограничена 40 тоннами (больше не тянет штанга), стыковочный механизм может быть заменён в полёте: пК..., аК... и А... - могут быть переделаны друг в друга.

Подсемейство ШС-20:
АПАС-20К, АПАС-20КВ - самый распространённый тип АС для крупных КА. На крышке переходного люка обычно устанавливается АПАС-1,5К, что расширяет возможности применения.
ЛПАС-20К, ЛПАС-20КВ - совместимый тип АС, использующий притягивающий луч.

ППАС-9,5Е6МВ - самый большой из существующих АС, старый индекс - АПАС-9,5Е6. Используется в верфи "Сыромятников".

Стыковочные шпангоуты ШС-2,5КВ и ШС-5КВ не использовались для создания самодостаточных АС. Через них происходила связь между модулями Боевой баржи Железных Воинов.
За мир и покой приходится платить. Это аксиома. Платить деньгами или кровью, всеобщей воинской обязанностью или всеобщим унижением. Кому чем нравится.

Kolman
Гарцующий дредноут
Сообщений: 2395
Зарегистрирован: 26 дек 2010, 12:22

Re: Системы стыковки Империума Человека

Сообщение Kolman » 28 дек 2014, 20:03

Рейка стыковочная (РС)
Представляет собой часть системы стыковки без герметичного перехода. Предназначена для жёсткой сцепки длинномерных модулей.
Представляет собой прямую полосу, на которой размещены стыковочные замки. Используются те же типы замков, что и на стыковочных шпангоутах.
Спроектирована по андрогинному принципу, таким образом, что каждый метр длины может быть состыкован с каждым метром аналогичной рейки.
Рейки могут быть различной длины, и совместимы в любой комбинации, не зависимо от длины. Более короткая рейка может быть стыкована с любой частью более длинной. Стыкуемые рейки не обязательно должны соединяться по всей длине.
В зависимости от типа размещённых замков существуют рейки:
РС-КВ (считается устаревшей, использовалась для сцепки модулей Боевой баржи Железных Воинов и орбитальных станций камнеловного флота);
РС-МКВ;
РС-МВ.
Обозначения замков те же, что и для ШС.
За мир и покой приходится платить. Это аксиома. Платить деньгами или кровью, всеобщей воинской обязанностью или всеобщим унижением. Кому чем нравится.

Kolman
Гарцующий дредноут
Сообщений: 2395
Зарегистрирован: 26 дек 2010, 12:22

Промежуточное семейство агрегатов стыковки Империума

Сообщение Kolman » 27 май 2015, 21:56

Промежуточное семейство на базе шпангоутов ШС-5:
За основу взят ШС, использовавшийся для организации переходов между модулями Боевой баржи Железных Воинов.

АПАС-5КВ - используется на ФИС-01 и пр. 201010.
АПАС-5МКВ - улучшенный вариант с более мягкой сцепкой.
ЛПАС-5КВ - вариант с притягивающим лучом.

Семейство АС предполагается использовать для стыковки модулей дооснащения к кораблям и станциям.
За мир и покой приходится платить. Это аксиома. Платить деньгами или кровью, всеобщей воинской обязанностью или всеобщим унижением. Кому чем нравится.


Вернуться в «Империум Человека»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостей